Paris - Париж

Москва - Дрезден - Париж - Прага, далее везде... События конца апреля - начала мая 1999г. Отъезд, как всегда, связан с суетой, но суетой приятной. Ехала я из Москвы в Дрезден вторым классом лучше, чем первым: одна в купе. Спала, сколько хотела (накануне отъезда я почти неделю ложилась поздно, но собиралась все равно вечер субботы и утро воскресенья… Куда время девалось - не ведаю). Итак, гудок - и я в пути. В вагоне человек восемь - максимум десять. Никто никого не донимает, ехать - одно удовольствие. Погода пасмурная и свежо. В Польше важно расхаживал аист совсем близко от железной дороги, совершенно манкируя грохот идущих поездов. Во Вроцлаве встретили Валечка и Виктор Нижанковские, уже с билетами на Дрезден. Ночью в 2.47 я отъезжала, а до этого времени были на вокзале, где к нашей компании дважды приставали сильно выпившие поляки, склонные к политическим дискуссиям. Виктор их мужественно брал на себя, давая нам с Валей возможность хоть немного поговорить. Поезд на Дрезден был тоже малонаселен. Я оказалась в одном купе с симпатичным польским дедушкой, который сильно волновался по поводу моего одиночного путешествия в столь позднее время. Мы с ним славно поговорили на странной смеси русско-польского, но кажется, почти во всем поняли друг друга. Дедушка вышел. Как потом оказалось, беспокоился он не зря. Сначала мне не спалось, но под утро я задремала, обняв рюкзачок, в котором были документы, деньги и приглашение. Проснулась я от луча фонарика, бившего прямо в лицо. Передо мной стояли три здоровенные детины и, похоже, переругивались между собой. От неожиданности я вспомнила единственную немецкую фразу, которую (кроме Haende hoch! - руки вверх!) я знала: Was ist das? (Что это?). Детины смешались и ушли из купе восвояси. Тут уж я окончательно проснулась и испугалась: выхвати у меня рюкзачок - и все пропало: по-польски и по-немецки я не говорю, а граница близко. Сон как рукой сняло. Но, к счастью, неприятности на этом закончились. А утром был Дрезден. Встречал щегольски одетый Володя с прекрасными розами. Ура! И ах! Сомкнулся долгий круг разлуки. Мы вместе и вдвоем (что уже удивительно). На квартире (служебной) ждал сервированный на двоих столик… И "Токай" 94-го года, и клубника, и виноград! И вообще фантастика. Муж, как всегда, на высоте. Как приятно, что тебя так ждут…Ощущение полета не испортила даже пасмурная погода. В Дрездене я впервые. Город очень красивый, называют "Флоренцией на Эльбе". Он сильно пострадал во время бомбежки 13 февраля 1945 года, но барочные ансамбли вдоль берега Эльбы и Опера уцелели. Сейчас вновь возводят Фрауэнкирху (самую большую протестантскую церковь в Европе), но это будет не просто новодел: уцелевшие камни, фрагменты отделки (пронумерованные и бережно хранившиеся до реставрации) встраивают в тело церкви именно там, где они были раньше. В городе много зелени и цветов. Торговая Прагерштрассе застроена уже современными зданиями, хороши цветущие красные каштаны и два фонтана на ней. На Фриц-Лефлерштрассе, улице, ведущей от вокзала к Университету, стоит красивая русская церковь с пятью куполами и золотоглавой колокольней. От впечатлений голова идет кругом. Мне нужен отдых... Поутру разбудили птицы. Местечко практически в центре, но тихое, очень славный дом, светлая комната, и в квартире больше никого. О таком можно только мечтать. Накануне мы прогулялись в направлении Цвингера и набережной Эльбы, поэтому я уже смогла немного гулять одна, что с удовольствием и сделала. Потом мы пообедали в университетской столовой (неплохо бы, чтоб и наших российских студентов кормили так: вкусно и обильно). А потом - внимание! - меня ждал еще один сюрприз: Володя подарил мне… ролики и не какие-нибудь, а "agressive". По-видимому, ему не нужна обвислая жена, и он решил держать меня в форме. Что ж, это - хорошая мысль. Тут же решили опробовать это приобретение. Получается еще пока неважно: я - известная трусиха, но осторожненько я немного покаталась. Фотография этого события называется "страшно, аж, жуть!". Дрезден - удивительно спортивный город: люди разных возрастов катаются на роликах, а велосипедисты здесь на каждом шагу. Здесь большой университет, так студенты сплошняком на великах. Везде стоянки для велосипедов, а то и к ограждению на тротуарах их пристегивают. Один велосипед так с утра до самого вечера и простоял, пристегнутый к ограждению на улице (я по ней прошла раза четыре в разное время). Володя катается на Мишином велосипеде. Вот это я скажу класс! Мне на нем не очень удобно: великоват, но это нечто: 21 скорость, сплошные рессоры и вообще много чего наворочено. Я разочек (кататься на роликах в парк) ездила на лабораторном велосипеде (общественном, значит). У него три скорости, зато не запутаешься, какую жать. Мне очень понравилось, хотя по городу я ехала в первый раз. Ролики плюс велосипед - я думала, что ноги наутро будут побаливать. И не ошиблась. Но все в пределах допустимого. В Париж отбывали мы в 3 утра 29 апреля. Ах, Париж… Город, в который всегда хочется попасть, а потом и вернуться. Автобус фирмы "Colambus-Club" оказался двухэтажным и комфортабельным. Ехать предстояло 17-18 часов, но путешествие оказалось даже легче, чем ожидалось. Стоянки оборудованы всеми удобствами, можно даже душ принять. Всякие кафешки и магазинчики. Даже бар для собак… На одной из таких стоянок рядом со стильной кирхой славно позавтракали в ресторанчике. Автобан скоростной, автобус бежит резво, правда, в одном месте около часа медленно тащились из-за ремонтных работ на дороге. Проехали южную Германию, северную Францию, Шампань, Реймс (правда, знаменитый собор видели только издали). Во Франции ехали по платной дороге, и я впервые наблюдала процедуру оплаты. Видела много хищных птиц типа соколов, двух зайцев и молодого оленя, а может олениху (потому как без рогов) совсем рядом с шумным шоссе. На подступах к Парижу жутко много дорог, они сплетаются, расплетаются, серпантинятся… кошмар какой-то. В 9 вечера приехали в отель. Зовут "Кампаниль". Местечко за аэропортом "Орли", называется Вери-Шатильон. Железная дорога рядом, и если бы французы не были такими беспечными, то поезда ходили бы по расписанию, и поскольку это - ближайший пригород Парижа, то проблем бы не было. Но поезда (как потом оказалось) не ходили. Или ходили, но не туда, куда надо. Но об этом потом… Номер в отеле у нас был двухместный, очень славная комнатка с ванной и удобствами. Вечерами кофе или чай (в номере есть кофеварка). Завтрак - шведский стол - оказался на удивление обильным. Набираешь сам: хлопья с молоком, ветчина, сыр, масло, джем, сок, фрукты, булочки и великолепный длинный французский хлеб. День первый. Утром до Парижа к Эйфелевой башне мы доехала с нашими немцами. А потом отправились в свободное плавание. До второго уровня Эйфелевой башни поднимались пешком (я как увидела, что пешком пошла пожилая пера, решила, что же я хуже?! К тому же у лифта была толпа). Панорама Парижа великолепна. Погода была милостива к нам: утро начиналось в дымке, но потом разгулялось. После башни пошли Марсовым полем к собору Инвалидов. Чтобы подойти с самого выигрышного места, сделали небольшой крюк, обошли Центр ЮНЕСКО, где у Володи два года назад проходила конференция, и к собору подходили с фасадной стороны. К нему вел красивый широкий бульвар - авеню Де Бретель, и собор вырастал с каждым шагом, гармоничный и величественный. Купили карту музеев - билет во все музеи на один день (можно на три, можно на неделю). Решили 30-ое апреля посвятить музеям: вдруг у французов 1 мая тоже праздник. И не ошиблись в своем предположении. Музейный день - это было мудрое решение. В соборе Инвалидов могила Наполеона, строгая, без лишней помпы. Вокруг названия городов, где Наполеон дал самые крупные сражения. Есть там и Москва - место начала его заката. Из собора пошли в музей Родена. Это совсем рядом. Замечательный по красоте и цельности музей и небольшой парк. Древние греки считали, что все должно быть соразмерно человеку. Музей Родена придерживается именно этой концепции. Коллекция обозрима за разумное (для восприятия) время и хороша (скульптор сам выбирал места для своих работ, правда, не для всех: не успел - умер). И парк замечательный. С удовольствием посмотрели и отдохнули, было тихо и покойно, даже не верилось, что это в самом центре Парижа. Улочками вышли на набережную Сены. Немного подумали и решили смотреть витражи. Солнце было как раз в полную рожицу, а смотреть витражи лучше всего в солнечную погоду - значит Сент Шапель и Нотр Дам. Сент Шапель (ее верхняя церковь) как дивная шкатулка. Солнце било в правую часть витражей (от входа), и они просто сияли, левая была немного в тени, но от этого не менее прекрасна. Розетка над входом не стандартна: это не принятый в то время цветок округлых форм, а острые язычки. Отсюда, оказывается, и берет начало понятие "пламенеющая готика". Вышли во двор дворца Правосудия, пришли в себя на его ступеньках и двинулись к Нотр Дам де Пари. Этот собор настолько велик и известен, что добавить просто нечего. Витражи здесь более старые и помрачнее. Две потрясающих громадных розетки. Там, в Нотр Дам, у меня развалились очки, буду хранить их, как реликвию… Обошли собор вокруг, он хорош и в фас, и в профиль, и с торца. В сквере позади собора и на его фоне решили запечатлеться вдвоем. Попросили какого-то туриста, он нас щелкнул, а потом уронил фотоаппарат. Ой-ля-ля!.. Но настроение было столь великолепным, что даже возможная потеря фотоаппарата, а с ним и будущих отснятых кадров, его не омрачила. И правильно: потому как умница-аппарат и после падения работал исправно. По мосту перешли на набережную букинистов. Чего тут только нет! Старые книги, рисунки, гравюрки, плакаты и т.д. и т.п. Необыкновенное место. А на мосту Искусств было замечено некоторое столпотворение. Наверное, какая-то выставка. У входа на мост не небольшом пьедестале стояла статуя Свободы с длинным французским хлебом в руке вместо факела (моя первая встреча с "живыми скульптурами"). Решили именно по этому мосту и идти к Лувру. Подходим к мосту, и что же?! Статуя Свободы уже сидит на своем пьедестале и с аппетитом жует свой факел… Выставленная скульптура на наш непросвещенный вкус была просто ерунда, но потолкаться в разноязыкой толпе, с умным видом разглядывающей экспонаты, на свежем воздухе и солнце приятно. Течет Сена, шумит Париж!.. Не день - мечта. Дальше был Лувр. Нельзя объять необъятное, и мы сосредоточились на главном: Древняя Греция и Венера Милоская, итальянцы во главе с Джокондой, испанцы и что еще успеем. Успели не очень много, но программу-минимум освоили. Бродили до закрытия (в 18.00). Роскошным садом Тюильри дошли до площади Согласия и погуляли по Елисейским полям до дворцов, потом по мосту Инвалидов перешли Сену и двинулись по бульвару Сент Жермен до пересечения с Сент Мишель (надеюсь, я ничего не напутала в названиях). Потом бродили по улочкам, в Латинском квартале попали в район антикварных магазинчиков и частных художественных галерей. На одной из улочек купили фрукты, были очень озадачены выбором: предлагались клубника, малина, земляника, виноград трех или четырех сортов, не говоря о всякой ерунде типа яблок и бананов. Остановили выбор на ерунде и винограде. Темнело. Нас ждало потрясающее зрелище: вечерняя прогулка на кораблике по Сене. Сначала наш путь лежал от мыса Вер Галан (мыс Верного Любовника) в сторону Эйфелевой башни (она уже была одета к вечернему выходу в сиянье огней). Мы проплывали под разными мостами, но роскошнее всех был мост Александра III. А когда поплыли к Нотр Дам, совсем стемнело, и собор выступил из ночи во всей красе, подсвеченный снизу и освещенный мощными прожекторами корабля, отчего все архитектурные детали выглядели рельефней и четче. Эта поездка, пожалуй, самое сильное впечатление долгого и прекрасного первого дня в Париже. Но это еще не все. Была дорога домой, а