Экономсоциология в Вышке & антиутилитаризм в Университете Париж

Если вы соберетесь поехать поучиться в Университет Париж-Х-Нантер (а у студентов факультета социологии ГУ-ВШЭ такая возможность уже появилась), то не беспокойтесь о том, строго ли там спрашивают на семинарах. Семинарские занятия предусмотрены в программах далеко не всех учебных курсов. Модульной системы вовсе нет. Своими впечатлениями об особенностях организации обучения социологов в "Париже-Х" делится доцент кафедры экономической социологии , прочитавшая в конце апреля — начале мая три курса для бакалавров и магистров французского университета. — Яна Михайловна, вы побывали в Университете Париж-Х-Нантер. Какой была цель визита? — У факультета социологии ГУ-ВШЭ сейчас устанавливается долгосрочное сотрудничество с факультетом социологии Университета Париж-Х-Нантер. В рамках договоренностей меня и пригласили на факультет социологии прочитать несколько лекций о России и о социологии в России. — Какие курсы вы прочитали? — В ходе предварительных переговоров я предлагала подготовить лекции, связанные с моими научными интересами, которые я реализую в эмпирических проектах в области экономики и социологии образования или экономического поведения домохозяйств (в широком смысле) — от рождаемости и заключения браков до сбережений. Но, когда я приехала в Париж, то выяснилось, что на факультете социологии в Нантере нет курсов, связанных с социологией образования, как и коллег, занимающихся этими проблемами. К тому же лекции можно было прочитать только в рамках уже существующих учебных курсов, касающихся, в основном, потребительских практик. В ГУ-ВШЭ у меня как раз есть курс по социологии потребления, но он преимущественно теоретический, поэтому я просто подготовила 6 практически новых лекций на основе фактических данных о потреблении. Эти лекции я прочитала в рамках трех разных курсов. Для бакалавров это были лекции об истории потребления в СССР и в России, начиная с 1917 года и до настоящего времени в рамках курса по экономической и социальной истории. Другой курс, о потребительских практиках разных стран читается для магистров нескольких специальностей: социологов, менеджеров и экономистов. Приглашаются зарубежные преподаватели, которые рассказывают о своих странах. Говоря о потребительских практиках в современной России, мне пришлось начать с переходного периода, чтобы студенты представляли контекст: что происходило с демографическими показателями, с инфляцией, с доходами. Дело в том, что о России студенты знают мало. В своей презентации я показывала динамические ряды — это были интересные цифры из данных Росстата, компании "Комкон-медиа", которые показывали, как менялись, например, потребление алкоголя, обеспеченность автомобилями и т.п. Третий курс, "Антропология города", тоже был для магистров-социологов. Его ведет профессор Анна Ролен, которая попросила меня сосредоточиться на наших мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге, разнице между ними, между ними и всей Россией. Мы со студентами смотрели карты Москвы и Петербурга, обсуждали, по какому принципу устроено расселение в Москве, где живут бедные, где — богатые, в том числе про Рублевку поговорили :-).Я использовала достаточно много информационного материала, много цифр, и разница между Москвой и Петербургом действительно была видна: Москва — скорее, столица торговли, а Петербург — столица культуры. — Какое впечатление у вас оставили французские студенты? — Они показались мне более внимательными, чем наши. У меня были мультимедийные презентации, и, несмотря на то, что я в самом начале занятий сказала, что материалы я раздам и записывать необязательно, аудитория была менее шумная, чем российская — они тщательно старались конспектировать. Для них, кстати, довольно необычна лекция с презентацией — не часто их преподаватели используют такую технику, поскольку полагают, что это снижает заинтересованность студентов на занятии. Еще мне показалось, что французские студенты не так интенсивно трудятся, как студенты в ГУ-ВШЭ. На одном из бакалаврских курсов студенты своему профессору сказали, что у меня им было достаточно сложно: во-первых, я быстро говорила — я это сочла отчасти комплиментом, ведь французский язык для меня не родной; во-вторых, было очень много материала. — Стиль преподавания там сильно отличается от "вышкинского"? — Я смогла побывать на нескольких лекциях на факультете социологии, и это были занятия "речевые", т.е. преподаватель что-то говорил, студенты записывали. Мне показалось удивительным, что лекциями эти курсы и ограничиваются — ни семинаров, ни каких-либо практических занятий или обсуждений прочитанного и освоенного, как принято у нас, нет. Французские коллеги сказали мне, что это достойно сожаления, потому что, хотя по учебному плану на каждый курс отводится очень большое количество часов под самостоятельные занятия студентов, но, конечно, стимулов к чтению литературы у них не много. Правда, судя по учебному плану, в ряде других курсов семинарские занятия все-таки есть. Надо сказать, что социология в Университете Париж-Х преподается, скорее, не как прикладная специальность. В отличие от ВШЭ, где мы учим студентов реализовывать собственные проекты, собирать и анализировать данные, там мало курсов, которые были бы ориентированы на практику и дальнейшую работу студентов. Мне показалось, что математическая подготовка на факультете социологии Университета Париж-Х-Нантер заметно слабее, чем у нас. Собственно, курсов математики вообще нет в учебном плане — есть курсы по обработке данных, организации социологических исследований, статистике, но в гораздо меньших, чем у нас, объемах. И французские коллеги расценивают это как свой недостаток, потому что выпускники с трудом потом могут устроиться на работу. Наши выпускники-социологи очень востребованы в маркетинге, в фирмах, проводящих опросы общественного мнения, в академических исследованиях. А во Франции, как мне объяснили, маркетинг — поле, оккупированное выпускниками факультетов менеджмента, а опросами общественного мнения занимаются политологи. Может быть, это вообще традиция французской социологии — многих классиков французской социологии я бы назвала, скорее, социальными философами. — Студенты работают? — Среди студентов не так много работающих по специальности. Бакалавры, как говорят французские коллеги, практически не работают. Поэтому опыта — нет, практики как таковой — нет, а без стажа на работу берут не очень охотно. После университета первый раз выйти на работу — это довольно сложная проблема для них. — Вам довелось увидеть ваших студентов бастующими или, по крайней мере, как-то зафиксировать общеизвестную социально-политическую активность французских студентов? — Дело в том, что Париж-Х-Нантер — это университет, откуда началось студенческое движение 1968 года. Как раз в мае было 50 лет этому движению, которое некоторые называют революцией, и французы это помнят, было несколько мемориальных мероприятий. В целом, надо сказать, для Франции характерна активная гражданская позиция населения. И в Нантере тоже всюду плакаты, листовки. Я очень хорошо помню одну листовку, призывающую на митинг в поддержку студентки, которая приехала во Францию и каким-то образом стала обучаться без учебной визы, а власти решили депортировать ее из страны. Студенты решили ее поддержать. Такого рода проявлений социальной активности довольно много, особенно если студенты считают, что свершается несправедливость. Одна коллега рассказывала, что она специально проводит занятия не в учебном корпусе, а в научном, куда в периоды забастовок никто не мешает пройти. — А какие элементы в учебных программах "Парижа-Х" вам понравились? — Да, кое-что я бы переняла для нас — например, то, что касается курсов социально-экономической истории. Мне кажется, у нас студенты ее очень мало знают. Они на семинарах рассказывают такие легенды о том, что происходило в советское время, — это просто потрясающе! Как раз такого рода курсы о том, какие были взаимоотношения между людьми, отношения в промышленности, каким было потребление в дореволюционное и в советское время, были бы полезными. — А что полезного или интересного вы отметили в организации учебного процесса в целом? — У них обучение идет не по модулям, а по семестрам: один кончается в декабре, другой — в июне. Часть моего пребывания попала на каникулы — они были в апреле, посередине семестра, и никак не были связаны с сессией. Так что не вся Европа учится по модульной системе, которая, как я считаю, имеет много недостатков в том виде, в каком осуществляется у нас. Если бы было, как задумано, 3—4 курса в модуле, в конце которого нужно сдать 2—3 экзамена в течение недели, то это было бы хорошо. Но сейчас курсы стартуют в сентябре, растягиваются на два модуля, и те же 4—5 экзаменов студентам приходится сдавать не в течение месяца, как было раньше в январскую сессию, а в течение недели. Это невозможно: человек сегодня сдает микроэкономику, завтра — социологию, а послезавтра — математику. Голова это не может выдержать. Когда наш факультет перешел на модульную систему, стало видно, что результаты стали хуже. Во Франции мне кажется интересным, что система широкого выбора учебных курсов существует и для магистров, и для бакалавров. Основные курсы, например, история социологии и т.д., не являются курсами по выбору. Но в рамках подготовки социолога студенты могут выбрать дополнительную специальность, "уклон" в экономику или, к примеру, в историю, а затем набирать соответствующие курсы в области истории, демографии, этнологии, экономики и т.п. Учатся бакалавры 3, а не 4, как у нас, года. Кстати, диплом бакалавра во Франции — это диплом об окончании старшей школы или колледжа, а тот, что эквивалентен нашему бакалаврскому, называется "Licence". — Скажите, каков предмет налаживающегося сотрудничества вашего факультета и факультета социологии Университета Париж-10-Нантер? — Обмен студентами и преподавателями, а также научное сотрудничество. Сейчас уже есть договоренности об обмене магистрантами. Речь не идет о программе двойных дипломов, но студент может поехать на семестр во Францию или на 1—2 модуля к нам, выбрать некоторые курсы, и они будут зачтены по возвращении. Правда, в Париже преподавание ведется на французском — на английском там не читают. Следовательно, наши ребята должны знать французский язык. Первый год магистранты там изучают социальные науки в целом, социальные науки, связанные с управлением, и теоретическую социологию. Во второй год — у них более дробная специализация: общество, политика и экономика; анализ социального действия; социология труда; изучение культурных практик; изучение трансформаций современных обществ; политика и предпринимательство в Европе. Мы же предлагаем французам курсы, которые с этого года некоторые преподаватели будут вести на английском. Поэтому для французских ребят это тоже некоторая проблема — надо знать английский. Пока эта программа не предусматривает также финансирования проживания и перелета для наших ребят, и им надо искать спонсоров или гранты. Французская сторона, правда, думает о том, чтобы давать своим студентам стипендии для проживания в Москве. Надо сказать, что сначала французы скептически отнеслись к возможности обмена студентами. Во-первых, подготовка в области иностранного языка, как признают сами профессора, не очень хорошая, хотя английский изучают и в школе, и в университете. Во-вторых, те, кто хорошо знают английский, поедут не в Россию, как считали французские коллеги, а, например, в Англию. Но на самом деле оказалось, что уже на сегодня, по крайней мере, 4 студента выразили желание приехать к нам учиться. Я думаю, это неплохой признак, ведь информации об этой возможности ещ

Другие статьи

Используются технологии uCoz