Санкт-Петербургские Ведомости - Экономика - В Париж. По делу

17.03.2009 В Париж. По делу. Срочно! Автору этих строк выпала оказия съездить в Париж. Действительно, так получилось. Как у Жванецкого, помните: "Мне в Париж. По делу. Срочно!". Но лишь ступил я на французскую землю, как задал интересующий всех нас вопрос: "Ну как у вас с кризисом?". "Уи, кризис!" – оживлялись соотечественники Дидро и Марата. Но буквально тут же переходили к теме вина и женщин. Так что про кризис автору этих строк придется писать уже на родине. Пока же нашлась более интересная тема. Тем более что с первого взгляда ничто в Париже о кризисе не напоминает: люди, транспорт, магазины – все, как прежде, работает. О «плановой девальвации» евро никому не известно, а социально незащищенные слои общества всегда знают, в какую дверь постучаться и какую помощь запросить. Есть такие, кто пожизненно «на социалке», остальные ищут работу и находят ее. Из тех же отраслей, что работают четко, особенно теплых слов заслуживает общественный транспорт французской столицы и ее окрестностей. Понятное дело: бывая в Хельсинки или Таллине, тоже восхищаешься тамошней организацией транспорта. Но некоторые читатели мне пишут, что финская и эстонская столицы, дескать, города маленькие, не чета Петербургу! Нашему мегаполису, выходит, труднее всех. Что ж, Париж – сопоставимый по численности населения город (хотя в отличие от Петербурга он и не поглотил в себя пригороды). Население же столичной провинции Иль Де Франс достигает 10 млн человек. Большая часть трудящихся «Парижской области» ежедневно ездят на работу в столицу. При этом немалая их часть предпочитают именно общественный транспорт, т. к. поездка на автомобиле в Париж дело весьма затруднительное. Пробки, знаете ли, не меньше, чем в городе на Неве. Живя у друзей в предместьях Сержи (одного из крупных городов-спутников Парижа), автору этих строк приходилось ежедневно пользоваться общественным транспортом. И, доложу вам, делал я это с превеликим удовольствием. В отличие от Петербурга, где пассажиры вынуждены пересаживаться по нескольку раз (маршрутка – электричка – метро – маршрутка), жители Иль Де Франса платят один раз, заходя «в систему». То есть на все виды транспорта действует один проездной билет: сперва в автобусе, что останавливается у дома, потом в электричке (RER), ну и, наконец, в метро. Поездка из Сержи в любую точку Парижа занимала 40 – 50 минут. При этом стоит учесть, что город Сержи расположен от французской столицы примерно на том же расстоянии, что Рощино от Петербурга. Вот только наши электропоезда до Финляндского вокзала идут... 1 час 20 минут. Плюс метро, плюс наземный транспорт. Но и это не все. Как вам такая информация: в часы пик составы RER идут в «райцентр» Сержи... раз в 10 минут! Поздно вечером интервалы доходят до 20 или 30 минут. Но ни о каких перерывах здесь и слышать не слышали. Есть, правда, одна чисто французская беда: забастовки транспортников. Когда они случаются, транспорт встает. И это действительно страшно, хотя случается подобное не так часто, как отмены электричек на наших дорогах. Если у нас электрички заканчивают свой путь на вокзалах, поезда RER проходят насквозь через мегаполис. То есть можно на электричке не только доехать до центра, но и, не пользуясь метро, пересесть на другую – идущую в противоположную сторону от города. У нас же предпочитают сложную логистику: двигаясь из пригородов, пассажир должен выйти из электрички на Удельной или в Девяткине, а потом нырнуть в метро. После работы – обратная процедура. Неудивительно, что при такой организации движения метро всегда будет переполнено. В Париже, кстати, 14 веток метро, а расстояние между станциями не более 500 метров. Система организована таким образом, что всегда можно составить альтернативный маршрут следования в том же метрополитене. А не хочешь ехать под землей – милости просим в автобус, где действует все тот же проездной. Теперь самый пикантный вопрос: цены. Разовая поездка из Сержи в Париж (в любую его точку) стоит около 5 евро. Что, собственно, уже идентично затратам на поездку из Рощина в Петербург по системе «маршрутка – электричка – метро – маршрутка». То есть жители «Парижской области» тратят на общественный транспорт уже не больше жителей Ленинградской. Недельный проездной из 5-й зоны Сержи в Париж стоит 33 евро, месячный – около 100 евро. При этом больше ничего платить не нужно! Никаких маршруток, никаких дополнительных проездных на метро: езжай по этому билету в любую точку города! Житель самого Парижа, естественно, платит за проезд меньше. Таким образом, затраты на общественный транспорт у парижан не больше наших, а вот сравнение уровня сервиса и зарплат, увы, не в нашу пользу. С учетом девальвации рубля средний петербуржец получает уже в четыре раза меньше среднего парижанина. Еще одна удивительная картина: во Франции никто и не думал о возможной приватизации объектов инфраструктуры, то есть метро, электрички, поезда, трамваи (в последние годы открыто несколько скоростных маршрутов), автобусы – государственные. Или муниципальные, если точнее. Нас же, простых пассажиров, запутали перипетиями сложных взаимоотношений между железной дорогой, властями субъектов Федерации, метрополитеном и самим федеральным центром. Какая нам-то разница, кто там кому не доплатил? Почему нет электричек? Почему не строится метро, не развивается скоростной трамвай так, как этого хотелось бы? Все эти вопросы остаются без ответов, а страдают по-прежнему пассажиры. В России теперь принято много говорить о кризисе: что там, как да почему? И все хватаются за голову: «Ах, доллар вырос!». Или: «Ах, нефть подешевела!». Но давайте зададимся другим вопросом: неужели именно в этом истинная причина кризиса в России? Неужели в «тучные годы», когда нефть неуклонно дорожала до 147 долларов за баррель, у нас прямо-таки одна за другой, без перерывов ходили чистые электрички, трамваи и троллейбусы? Неужели нас радовали выгодными тарифами и проездными билетами, дающими экономию 40%? Что-то я такого не припомню. Так что, возможно, причину кризиса мы ищем не там. Вот власти Парижа и провинции Иль Де Франс каждый год что-то делают для своих жителей. И хотят, чтобы этих жителей было больше – ведь это и налоги, и рабочие руки. У нас же ситуация и в этом совершенно иная. Порой даже складывается впечатление, что люди наши – это просто товар, который всучили сильным мира сего «в нагрузку» к нефти и газу. Оттого-то и отношение к жителям у них только как к источнику дохода: «Больше едут – пусть больше платят». Или: «Хотите работать в Петербурге – снимайте или покупайте дорогое жилье» (причем главное слово здесь – «дорогое»). «Я не хочу жить в Париже, потому что там очень затратное жилье и плохой воздух, – признался мне знакомый француз. – Жить в Иль Де Франс – самое то!» Как бы хотелось, чтобы и у нас жить было можно не только непосредственно в Петербурге, но и в Рощине или Саблине, Зеленогорске или Токсове. И для этого нужно, по большому счету, не так много – чтобы транспорт ходил удобно, быстро и почаще...

Другие статьи

Используются технологии uCoz