УВИДЕТЬ ПАРИЖ И ЖИТЬ!
УВИДЕТЬ ПАРИЖ И… ЖИТЬ! ПРОЛОГ Увидеть Париж и умереть: Илья Эренбург, автор этой знаменитой фразы и сам не менее знаменитый писатель, был довольно изобретательный человек. Для того чтобы в своей очередной книге "Мой Париж" (1931) передать весь колорит парижской жизни, у писателя возникла идея воспользоваться фотоаппаратом с боковым видоискателем. Это был первый опыт съемки скрытой камерой. Эренбург фотографировал парижан без их ведома. В итоге получилось полторы тысячи фотоснимков, из которых лучшие вошли в книгу, ставшую настоящим фотоальбомом. Эренбургу удалось создать естественную человеческую панораму непарадного Парижа того времени, передать картины жизни скромных парижских районов. Поскольку авторские негативы безвозвратно погибли во время немецкой оккупации, альбом стал настоящей библиографической редкостью. Поэтому когда летом этого года в музее Анны Ахматовой в Петербурге проходила выставка творческого наследия Ильи Эренбурга, многие, увидев "Мой Париж", могли умереть от счастья. Но мы, дорогой читатель, будем более скромны в своих эмоциях и "счастье жить" не променяем на счастье "просто видеть". Ибо этот город создан для жизни. Три тайны о Париже Если я скажу, что Париж - это кельтский город, вы поверите? А придется. Иначе вы никогда не поймете, почему Париж стал Парижем. А дело все в древнем кельтском племени, которое обитало на берегах реки Сена. Цезарь упоминает о нем в своих "Записках о Галльской войне". Называлось это племя парисии (Parisii). Именно эти мужественные кельты, подобно русскому царю Петру Великому, решили основать город на болоте. И, вдавив первые деревянные столбы в хлюпкую жижу, дали будущему городу красивое, как нам кажется, имя Лютеция (Lutetia). На самом же деле в языке самих кельтов это название менее благозвучно. Лютеция - буквально Болотоград (от кельт. lut - болото). Позже город стал называться Лютеция Парисиев. А затем, после ряда промежуточных форм, когда "болотное" прошлое города было совсем забыто, образовалось современное имя Paris. Именно отсюда в русской традиции (правда, под влиянием польского произношения) мы знаем этот город как Париж. Итак, мы отрыли первую тайну Парижа - его кельтское происхождение. Настало время раскрыть и имя первого святого, проповедовавшего христианство в этих болотистых местах. Поразительно, но предание связывает христианизацию кельтского племени парисиев с именем святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. Истоки христианской веры По свидетельству отца церковной истории Евсевия Кесарийского, Дионисий стал первым епископом Афин. Но вскоре, получив откровение, он уходит в Рим. Затем, получив благословение самого святителя Климента Римского, по его поручению вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием он отправляется в кельтские страны просвещать их светом Христовым. Здесь следы Дионисия и его спутников для Восточной Церкви исчезают. Но вдруг в VIII веке патриарх Тарасий узнает, что Дионисий широко почитается в неком далеком городе Лютеции и во всей галльской области. В 784 году Тарасий посылает в эти края послов, чтобы поподробнее все разузнать. Послы вернулись в Константинополь и доложили, что следы деятельности Великого Дионисия ими найдены и они заканчиваются в городе Париже! Согласно этой версии, святой Дионисий пришел в Париж и многих обратил ко Христу. Поставив из числа своих спутников епископов в семи городах, он остановился в Лютеции - теперешнем Париже - вместе с пресвитером Рустиком и архидиаконом Елевферием. Здесь они и положили основание Православной Галльской Церкви. Во время гонений при императоре Домициане Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены на высоком холме. Место казни славных мучеников Парижа сейчас называется Монмартр (холм мучеников). Столица Франции Ну, и осталось открыть третью тайну о Париже. Именно Дионисию Ареопагиту, или Дионисию Парижскому, Лютеция обязана тем, что вскоре станет знаменитой на весь мир столицей Франции - Парижем. Хлодвиг, первый христианский король франков, избирает Лютецию своей столицей главным образом вследствие почитания святого Дионисия. Это решение стало началом возвышения небольшого городка на острове Сите, о котором вскоре узнает весь мир. В VII веке в Париже на месте захоронения святителя Дионисия, священника Рустика и диакона Елевферия появляется знаменитое аббатство Сен-Дени. Его значение для Франции можно сравнить со значением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры для России. Именно в этом монастыре зародился знаменитый готический стиль, который стал украшением всего Средневековья, а базилика монастыря стала усыпальницей французской королевской династии. Ну, а в годы Французской революции, которую называют "великой", монастырь был закрыт, базилика Сен-Дени разграблена. Гробницы с мощами святых были вскрыты, а останки королей выброшены в яму и залиты негашеной известью. Только при Наполеоне, в 1802 году, монастырь был вновь открыт. Бонапарт вообще восстановил множество храмов разрушенных революцией. Он даже приказал приготовить в Сен-Дени гробницу для себя и своей семьи. Однако ему было не суждено упокоиться рядом со святым Дионисием. Вместо монастырской тиши бедолагу закатали в шесть гробов (первый - из жести, второй - из красного дерева, третий и четвертый - из свинца, пятый - из эбонита и шестой - из дуба) и разместили всем на обозрение в знаменитом "Доме Инвалидов" - госпитале для раненых солдат. Кстати, сейчас в Сен-Дени у мощей святых мучеников, которые чудом уцелели, регулярно проходят и православные молебны, а на холме Монмартр, где пострадали мученики, воздвигнута великолепная церковь Сакре-Кер. Храм Сердца и единство нации В истории Франции и Парижа были не только страницы кровавых революций, но и страницы народного покаяния. Именно символом таких перемен и является базилика Сакре-Кер, или храм Святого Сердца. Вторая половина XIX века была не самым лучшим временем в истории Франции: поражение в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, пленение французского императора и папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана, "кровавая неделя" Парижской коммуны, в ходе которой был убит архиепископ Парижский, последовавшая за этим "великая" Французская революция - практически все это начиналось или заканчивалось здесь, на Монмартре. После целого ряда национальных неудач по призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства собора в знак народного покаяния. Местом для строительства был выбран Монмартр, где когда-то были замучены святитель Дионисий со спутниками и где как раз началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. Строительство церкви финансировалось государством, которое видело в ней символ возрождения французского национального самосознания. Кстати, ни у кого тогда не появилось мысли пересчитывать собранные для строительства средства на количество пирожков, которыми можно накормит голодных. Помнится, такого рода бульварная демагогия звучала как-то из уст одного теперешнего калининградского депутата в адрес калининградского собора Христа Спасителя. Франция сначала обрела себя как нация после многолетних бурь, а потом нашлись и средства для всего остального! В конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие. Однако из-за обилия архитектурных стилей парижане прозвали базилику "национальным тортом". Сразу надо сказать, что строить на этом месте было настоящей авантюрой. Любой инженер-строитель по достоинству оценит смелый замысел архитектора - соорудить на Монмартрском холме высотой 62 метра храм высотой 94 метра! Чтобы избежать оползней в сыпучем грунте холма, пришлось укрепить фундамент сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Но самым необычным в базилике, кроме ее архитектуры и высоты, является ее материал - белый камень из французских карьеров Шато-Ландона. Необычность его состоит в том, что он прочен, как гранит, а под действием дождевой воды становится белым, как молоко. Это стоит видеть! После каждого дождя 106 миллионов кубометров камня базилики Сакре-Кер своей белизной и свежестью создают впечатление, что собор построили не 130 лет назад, а только вчера. При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон "Франция преподносит Христу монмартрскую базилику". Внутри храма, прямо над алтарем в апсиде, сегодня можно видеть замечательную мозаику, где в византийском стиле изображен Господь Вседержитель, к престолу Которого с двух сторон приближаются с опущенными головами французские ученые, поэты, просвещенцы, деятели революции и простолюдины. Интересно, что, несмотря на вольность парижских нравов, при входе в базилику специально стоят два чернокожих брата (надо сказать, немаленького роста), просят не фотографировать внутри и смотрят за внешним видом входящих. При мне не пустили в храм американца в "вечных" шортах и одну даму в слишком открытом топе. Как говорится, в чужой монастырь... Собор Парижской Богоматери Но самый старый и один из самых важных символов Парижа - это собор Нотр-Дам де Пари. Кстати, строить его начали на том самом острове Сите, в болота которого парисии вдавливали когда-то первые сваи будущей Лютеции. Это самый центр Парижа, да и всей Франции. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от собора. Ну, а для самого собора первый камень был заложен в XII веке, и через каких-то сто шестьдесят семь лет собор был построен. За это время успели несколько раз измениться не только люди, но и их вкусы. Именно поэтому можно наблюдать, как в архитектуре здания на смену романскому стилю приходит готический. В итоге получилось ни то, ни другое. Это уже не романская несколько приземистая церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Тем не менее оба стиля здесь сочетались в гармоничном равновесии. Чем известен Нотр-Дам? Очевидно, одной славы от романа Виктора Гюго недостаточно для того, чтобы каждый христианин на Западе знал дорогу в этот храм. Ответ прост. В Нотр-Даме хранятся одни из самых великих христианских святынь - Терновый Венец Спасителя и часть Древа Креста Господня. Только не думайте, что это все из очередного романа о Нотр-Даме. Историчность святынь весьма достоверна: они связаны с Византией и крестоносцами. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, и все греческие столичные святыни оказались под их властью. В то время во Франции правил король Людовик IX. Французский монарх был настолько благочестив, что в историю вошел под именем Людовика Святого. Именно он и становится тем мостиком, по которому множество христианских святынь прибывает на Запад. Людовик попросту скупает их из разоренного Константинополя. В августе 1238 года король Людовик Святой, узнав, что караван с Терновым Венцом приближается к Парижу, выехал ему на-встречу и за 40 километров от города торжественно встречал эту святыню. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах весь обратный путь. Множество стран желали заполучить хотя бы частицу этой святыни. Поэтому терновые шипы, а их было около 70, в качестве дара направляются в соборы и храмы различных христианских стран. Как и следовало ожидать, во время "великой" Французской революции эта святыня подверглась поруганию. Но все тот же Наполеон возвратил святыню на прежнее место. В 1806 году Терновый Венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, был помещен в сокровищницу собора Нотр-Дам де Пари. Сегодня только 12 раз в году у посетителей собора есть возможность приложиться к этой святыне. В первую пятницу каждого месяца в 15:00 Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к святыням нет. Милостью Божьей мне удалось побывать на этом сокровенном действии. К Нотр-Даму просто не подойти. Безмолвная очередь длиннюще
Новости
-
26 Декабря 2015
Туры в Испанию. Впечатления туристов. Мадрид, Барселона, Лорет де Мар....
-
15 Мая 2015
Туры в Италию. Объективные отзывы туристов. Рим, Искья, Сицилия, Венеция...
-
23 Августа 2014
-
11 Апреля 2014
Путешествия по миру, записки путешественника: Чехия, Тайланд, Италия, Турция
Другие статьи
- Горящие туры в Европу: отдых в Италии, отдых во Франции, Скандинавии
- Экскурсии: Париж, Франция - русский гид-переводчик-водитель
- ПАРИЖ мистический, детальный. Трилогия. Часть третья, горящая
- ВЗГЛЯД / Хочу в Париж
- Отдых во Франции. Экскурсионные туры в Париж. (095) 789-30-89
- Париж бронирование отелей, бронирование гостиниц, забронировать
- Авиакомпания «КД авиа» - Авиабилеты: цены, стоимость авиабилетов