Зима 2009-го. Париж. Дизайнерские выставки. Три фото со вспышкой

Понятно, в столице арт-инноваций экспозиций, посвященных дизайну, великое множество если иметь в виду десятки и сотни функционирующих художественных галерей. Перед вами фоторепортажи с «Meuble-Paris2009», проходящей в рамках зимнего салона «Maison & Objet», «No discipline», бенефиса Р.Арада в Центре Бобур, и первой персональной выставки парижского сценографа Э.Файф, дочери Г. и С.Файф, в Шато де Сент-Уэн. Зимняя «Maison & Objet» традиционно делает акцент на дизайне мебели, выведенной в особый раздел и на отдельную выставочную площадку в экспоцентр Ле Бурже. На этот раз из некоммерческих блоков всего три: один, демонстрирующий новые материалы-хамелеоны, созданные в центре Innovateque Технологического института FCBA в Париже, второй, который называется «Трамплин» - поддерживающий молодые таланты, третий предъявляет работы избранного дизайнера года: на этот раз им стал Франсуа Азамбур. В рамках последнего представлены в основном мебель и интерьерные объекты, выполненные во второй половине 2000-х гг. Типологическое однообразие преимущественно это кресла, стулья, табуретки, чуть разбавленные светильниками, коробчатыми и гиперболоидными, компенсируется едва ли не уникальной палитрой задействованных материалов: это и самые разные металлы от меди и стали до серебра, и пластик, и дерево, и кожа, и полимерная пена по сетке, и жеванная бумага с пропиткой, и резина, и льняная ткань. Странным образом на стенде отсутствует только саксофон любимое детище Ф.Азамбура, которое он модернизировал, сделав на 40% легче - при сохранении функциональных свойств. Инженер с абсолютным музыкальным слухом так характеризуют мастера французские арт-критики. На Рона Арада кое-кто идет с предубеждением как на «модную штучку». Выставка «No discipline» (равно как и сопутствующий ей шикарный каталог) не способна в этом разубедить, но зато она поражает и привлекает своей структурной выстроенностью при криволинейной изобретательности, профессиональным диапазоном и множественностью задействованных экспозиционных приемов и средств. Из трех разделов «Экспериментальный дизайн», «Индустриальный дизайн» и «Архитектура» - наиболее интересен последний: в узких проходах между стендами с макетами полно народу. Предъявленные более двух десятков проектов дают исчерпывающее представление о творческом методе Р.Арада, в основе которого педалированный и всячески обставленный контраст между биоморфными и существующими или вновь создаваемыми ортогональными структурами и нагнетание экспрессии, иногда вплоть до эпатажа, как это имеет место, например, в строящемся офисном здании в Иерусалиме, добрая половина которого оказывается консольно вывешенной с сугубо имиджевыми целями. Что касается и в хвост, и в гриву эксплуатируемой контрастности, то поначалу присматриваешься к оттенкам, но на третьем десятке такая творческая цельность приедается, хочется скорострельно завершить просмотр, но взгляд натыкается на реализующееся в настоящий момент (по крайней мере, так написано) проектное предложение по обустройству пространства атриума в комплексе «Добрынинский» в Москве, принадлежащем компании «Хорус Капитал». Гигантское покрывало ниспадает с верхней отметки атриума, укутывая в своих складках общественно-рекреационные зоны ресторан, бар и т.п. Экстравагантность не всегда противоречит комфортности и удобству это тот самый случай. Эмили Файф на своей персональной выставке продемонстрировала работы последних нескольких лет, большую часть которых «АВ» уже публиковал (см.: АВ, 2008, 4, с.200-205). Как нам кажется, наиболее интересные из них - «трансформирующиеся, или мобильные объекты», позиционируемые как своего рода перпетуум мобиле: безостановочно сокращающиеся подвешенные к потолку матерчатые сердца и «дышащие» ландшафты из шелка, или прерии, как их называет сам автор. Дарованная им «вечная» жизнь побуждает зрителей к рефлексии относительно оснований бытия и цены, которую человечество платит за свои прегрешения. Впрочем, социально-философские коннотации не мешают им оставаться объектами реального заказа Э.Файф уже более пяти лет тесно сотрудничает с Изабель Маран, выполнив для нее сценографию десятка витрин.

Другие статьи

Используются технологии uCoz