Париж / Новости кино / А.Н.Т.и К / Восток-информ
Седрик Клапиш (режиссёр) Взгляд историка и политолога на фильм "Париж" Новый фильм Седрика Клапиша (автора сценария, режиссера и продюсера в одном лице) замечателен не только самим собой (о чём мы подробно ещё расскажем ниже), но и двумя другими немаловажными фактами: возможностью открыть для себя совсем неизвестного, но плодовитого и, судя по всему, заслуженно любимого в Европе режиссёра, а также неожиданно оригинально посмотреть на один из самых главных городов в мире. Действительно, чем стал для массового (или даже «интеллектуального») зрителя Париж за последнее десятилетие? В нём много инфантильных девушек и витающих в облаках юношей, в нём работа в кафе не зазорна и даже не обременительна, чудаки творят свои шедевры и витиеватые мысли в богом забытых квартирках, туристы восторгаются всем подряд, благо - почти всегда солнечно, изредка жутковато, куда чаще - приятно и романтично. Понятное дело, что всё это было красивой сказкой – какие обыкновенно нужны массовому зрителю для создания гармоничной системы мира – особенно, если он претендует на жизнь в «среднем классе» и какой-то общепринятый интеллектуальный багаж. Попытки этот образ развеять, как правило, выливались в реализм, псевдореализм и прочие скучные и неуютные жанры. Такие фильмы иногда просматривались и даже пользовались популярностью, но счастья не приносили, а главное, не оставляли особого желания их пересматривать. Что поделаешь, кино - это, прежде всего, развлечение, даже при намёках на какой-то интеллектуальный багаж зрителя, и куда реже – аналог студенческой скамьи. Тем более, что и в последнем случае оно зачастую напоминает затянувшуюся и ужасно сонную лекцию на любителя… Тем удивительнее увидеть кино, в котором царит серьёзный взгляд на мир, в меру серый осенью и снежный зимой, а разные и очень самобытные люди живут с вполне жизненными проблемами и даже способны к эволюции - внутри двухчасового отрезка экранного времени. Одновременно в этом же фильме присутствует море иронии и драйва, не дающего заскучать, специфического и неотталкивающего колорита повседневности, а отсутствие прямолинейных хэппи-эндов восполняется тем самым оптимизмом и широким взглядом на мир вокруг, которого нам порой так часто не хватает по жизни. Если подойти вплотную к героям Седрика Клапиша, то сравнения с предыдущими известными фильмами о Париже напрашиваются сами собой. Вспомним Амели, с её озорным взглядом и загадочной улыбкой, которой был симпатичен один продавец фруктов и казался излишне злым и черствым его старший начальник. В «Париже» мы вновь встречаемся с городскими лоточниками, представших перед нами уже в виде обычных работяг со своей более чем сложной жизнью, радостями и неурядицами. У каждого человека своя сложная и интересная жизнь, и объявить кого-то одноклеточным невозможно – достаточно лишь присмотреться. Прививая эту мысль зрителю на различных примерах, фильм в итоге рассказывает, прежде всего, не о городе, а о человеческих взаимоотношениях на его примере. Около десятка людей, живущих в одном мегаполисе – порой друг с другом – просто… существуя в привычном их жизни режиме, создают перед нашими глазами столько же историй – по-своему запутанных, в которых находится место смешному, грустному, романтично-высокому и по-бытовому низкому. Однако каждый герой существует не в неком замкнутом пространстве, а постоянно пересекаясь с другими людьми и нередко сталкиваясь уже с их проблемами и радостями. Принцип пересечения судеб по-своему подчёркнут даже в профессии главной героини - постоянно сталкивающейся с чужими проблемами Жюльетт Бинош (удивительно напоминающей Одри Тоту в сорок лет) в роли "социального работника". Этот же принцип не позволяет картине развалиться на цепь идейных, но слабосвязанных короткометражек а-ля «Вавилон» Иньярриту. Фильм при своей многогранности вообще оставляет удивительно цельное ощущение. Кроме построения сюжета, который эпизод за эпизодом плотно склеивающейся мозаикой захватывает всё новых персонажей (уже упомянутая Бинош, которая ухаживает за смертельно больным братом, две беззаботные сестры из 16-го округа, братья Верней, рыночные торговцы, хозяйка и служащие булочной, студенты и социальные работники, а также многие другие) фильм живёт за счёт целой плеяды важных факторов. Это, прежде всего, его аудиовизуальная составляющая. Не зря один из самых ярких образов фильма – взгляд из окна, как способ, рассматривая и вслушиваясь, понять смысл жизни. Монтаж и операторская работа Кристофа Бьекарна одинаково радуют и заставляют забыть удручающие примеры откровенно неудачной режиссуры в последних хитах мэйнстрима, вроде «Адмиралъа» и «Кванта Милосердия». То энергично и на большой скорости, то специально не спеша, эпизоды фильма переходят один в другой. Камера может, не смущаясь, взлететь, или внезапно изменить точку обзора, но ни разу не доходит до сумбурных движений и смен планов. Цвета – часто приглушённые. Мы видим разноцветно-разноликий, но при этом очень будничный город под серым осенним небом, усеянный оранжево-жёлтой листвой или покрытый снегом, и, подчас, удивительно напоминающий Москву (в её лучших воплощениях). Париж совмещает свои привычные квартирки, мансарды, образцово-обаятельных французов и симпатичных парижанок, с бомжами, матерями-одиночками, африканскими эмигрантами, строгими начальниками, психоаналитиками, новостройками и складами. Следуя за вдохновлявшим его Бодлером, режиссёр показывает красоту столицы Франции в её переплетениях и контрастах. История этого города жива и в кипящей современности. Не зря среди прочих в качестве героев мы видим и двух немолодых братьев, один из которых – одинокий, несправляющийся с собственными страстями, вызывающий то сочувствие, то брезгливость профессор-историк, другой – женатый архитектор, ждущий рождения первого ребёнка. Тут и там мы видим отголоски настроений «Парижского сплина» полуторовековой давности, совмещавших грусть, иронию и попытки нащупать новые формы выражения этих чувств. Неотделим от атмосферы фильма его саундтрек, заставляющий вспомнить лучшие образчики подобного жанра. И, опять же, он по-своему нетипичен на фоне подобного рода картин. Вместо приятного однообразия в стиле Яна Тирсена, мы получаем целую гамму мелодий-настроений: от чил-аута и лаунжа до танго, фанка, рокабилли и классики. Чередующиеся эпизоды с музыкой и без дополняются специфическим языком героев. В основном он французский – и добрые управляющие «35 мм» оставили его нетронутым, почти всё переведя в субтитрах. Однако то здесь, то там (в прямом смысле, так как действие «Парижа» разворачивается от одноимённого города до Камеруна) герои переходят на другие языки, о чём-то споря, что-то рассказывая или записывая. Создатели субтитров тут бессильны и это только на руку восприятию происходящего. Удивительно, что при всём этом фильм не превращается на наших глазах в кашу звуков и визуальных зарисовок. Седрик Клапиш держит ритм, дозируя мелодии, развёрнутые зарисовки, комические и драматические моменты. Даже лёгкое зависание посередине, когда атмосфера – до этого почти безоблачная (несмотря на царствующую в Париже пасмурную погоду) – вдруг становится тяжёлой, гнетущей неразрешимостью многочисленных возникших проблем, оказывается на проверку блестящим художественным приёмом, благодаря которому создатель фильма проводит нас через осень и зиму и показывает путь от свалившейся безысходности к оптимизму, возможности увидеть прекрасное в мире и не сойти с ума. Резюмируя, порекомендую этот фильм всем, кто устал от буржуазного глянца и прилизанной мелкобуржуазной иронии и самолюбования, но не устал искать красивое в простом, оптимистичное – во фрагментарном, всем, кто ненавидит отчаяние во всех его формах и чует, что жизнь, вне зависимости от диагнозов докторов, лишь начинается, всем, кто не боится необычного – в мелодиях саундтрека и переплетениях историй. Мне повезло посмотреть ещё один великий фильм о людях и Париже. И хоть я не уверен, что он понравится всем – кто-то точно будет слишком брезглив, а кто-то равнодушен - искренне надеюсь, что рано или поздно повезёт и вам. Париж – это город, про который написали слишком много романов о любви и сняли слишком много романтических фильмов. Париж устал от своего образа. Он больше не вмещается в него. Современный Париж полон проблем, как и любой другой мегаполис. И вот в 2006 году вышел «Париж, я люблю тебя» - сборник короткометражных фильмов, снятых известными режиссерами. В нем Париж был увиден разными глазами, подан под разными соусами. И получилось так, что единого Парижа нет. Есть много различных, противоположных миров, которые по ошибке называют одним и тем же именем. Но и с таким пониманием себя не согласился город. Тогда французский режиссер Седрик Клапиш предложил свой ответ на вопрос, что такое Париж. «Мама – а вселенная, это где?», спрашивают у Элизы (Жюльетт Бинош), в самом начале фильма дочери. Женщина задумывается и говорит: «Это вокруг нас». Париж – это вселенная. Здесь нет старого и нового, близкого и далекого, богатых и бедных – существующих отдельно. Здесь все рядом. Все близко. Всё так или иначе пересекается и перетекает одно в другое. «Париж» Седрика Клапиша состоит из нескольких новелл. Эти новеллы не изложены последовательно, а рассказываются параллельно. При этом, в отличие от новелл в фильмах мексиканца Иньяритту, они не оказывают друг на друга никакого видимого влияния. Сам режиссер в интервью признается, что «самым сложным в этой картине еще на стадии написания сценария было соединить в общую канву повествования все эти отдельные истории». Ведь Париж состоит из разных миров, и университетский профессор (Фабрис Люкини) напрямую не пересекается с дворником из Камеруна, или танцором из Мулен-Ружа (Ромен Дюри). Казалось бы, у них нет и не может быть ничего общего. Но Седрик Клапиш находит точки пересечения, случайные и знаковые одновременно. Так, университетский профессор и танцор влюбляются в одну и ту же девушку. Профессор видит её на своих лекциях, а танцор наблюдает за ней с балкона своего дома. И об этом – весь фильм. О тончайших невидимых нитях, связывающих людей, которые попадают в этот город. Фильм Седрика Клапиша получился мудрым, меланхоличным и очень теплым. В реальности жизнь и смерть, комичное и смешное соседствуют. И в «Париже» серьезные, глубокие, психологически выверенные сцены (как рассказать маленьким племянницам о том, что ты скоро умрешь?) сменяются яркими, забавными, комедийными эпизодами (пожилой профессор «прыгает» под музыку своей молодости, чтобы показать студентке, что и он еще «не старый хрыч»). Переходом от истории к истории может служить деталь, случайно брошенное слово, жест героя. К примеру, один из персонажей – бакалейщик на рынке, расхваливает свой товар и говорит о том, что авокадо приплыло из далекой экзотической страны. И на экране появляется житель Камеруна, который под палящим солнцем пробирается через всю Африку, чтобы иммигрировать во Францию. Сложная конструкция фильма поддерживается точной игрой актеров. Она не позволяет усомниться в том, что всё это происходит одновременно, что за одним окном готовятся к смерти, а за другим занимаются любовью, а город при этом жив и продолжает жить. Седрик Клапиш тщательно подбирал актерский ансамбль и задействовал актеров разной величины, разных амплуа, с яркой выразительной внешностью. И всё это для того, чтобы сказать: «Париж» - многообразен, но он – един. Продолжителньость: 130 мин. Производство: Франция, 2008 В ролях: Жюльетт Бинош, Ромэн Дюри, Фабрис Люкини, Альбер Дюпонтель, Карин Виар, Жюли Феррье, Мелани Лоран, Франсуа Клюзе.
Новости
-
26 Декабря 2015
Туры в Испанию. Впечатления туристов. Мадрид, Барселона, Лорет де Мар....
-
15 Мая 2015
Туры в Италию. Объективные отзывы туристов. Рим, Искья, Сицилия, Венеция...
-
23 Августа 2014
-
11 Апреля 2014
Путешествия по миру, записки путешественника: Чехия, Тайланд, Италия, Турция